ВАК (Россия)
РИНЦ (Россия)
EBSCO
Регистрационное агентство DOI (США)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Directory)
Scientific Indexing Services

Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения Хакасии (на примере Абакана)

DOI: https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13
Номер журнала: 
8
Год издания: 
2021

Л.С. Эверт(1, 3), доктор медицинских наук, Т.В. Потупчик(2), кандидат медицинских наук, Ю.Р.
Костюченко(2), О.В. Чудинова(3), кандидат биологических наук (1)Федеральный исследовательский центр
«Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера,
Красноярск (2)Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава
России (3)Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан E-mail: potupchik_tatyana@mail.ru

Исследование этнических особенностей функционирования центральной нервной системы (ЦНС) – актуальная проблема современной медицины. Цель. Изучение особенностей функционального состояния ЦНС у школьников коренного и некоренного населения Хакасии по параметрам простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР). Материал и методы. Обследованы случайные выборки школьников 12–17 лет обоего пола, коренного и некоренного населения города Абакана. Функциональное состояние ЦНС оценивали методом ПЗМР с использованием аппаратно-программного комплекса УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Сравнивали показатели 2-х групп, сформированных с учетом этнической принадлежности: коренное (хакасы) и некоренное (европеоиды) население. Функциональное состояние ЦНС оценивали по показателям среднего времени ответной реакции (уровень быстродействия) и его среднеквадратического отклонения (уровень стабильности), по интегральным параметрам, отражающим уровень безошибочности и уровень сенсомоторных реакций (уровень активации ЦНС). Показатели обработаны в программе Statistiсa 12 (США). Результаты. У большинства школьников коренного и некоренного населения Хакасии преобладает удовлетворительное функциональное состояние ЦНС. Выявлены этнические различия функционирования ЦНС в виде преобладания инертности и неуравновешенности нервных процессов, более низкой концентрации и устойчивости внимания у подростков коренной этнической группы. Заключение. Выявленные тенденции к ухудшению ряда показателей ПЗМР у части школьников коренного населения Хакасии (снижение концентрации и устойчивости внимания, замедление простых зрительно-моторных реакций) указывают на преобладание процессов торможения в ЦНС, состояние утомления, снижение умственной работоспособности и когнитивной деятельности у данного контингента подростков. Полученные результаты подтверждают актуальность данной проблемы и свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований в данном направлении.

Ключевые слова: 
педиатрия
неврология
школьники
коренное население
центральная нервная система
сенсомоторные реакции

Для цитирования
Л.С. Эверт, Т.В. Потупчик, Ю.Р. Костюченко, О.В. Чудинова Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения Хакасии (на примере Абакана) . Врач, 2021; (8): 65-72 https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13


Список литературы: 
  1. Айдаркин Е.К. Исследование особенностей взаимодействия зрительной и слуховой систем в условиях сенсомоторной интеграции. Проблемы нейрокибернетики. 2005; 1:125–8 [Aidarkin E.K. Research of features of interaction of visual and auditory systems in the conditions of sensorimotor integration. Problems of neurocybernetics. 2005; 1: 125–8 (in Russ.)].
  2. Анисимова И.О., Фарбер Д.А. Возрастная динамика центральной организации тонких движений рук в младшем школьном возрасте. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб, 1999; с. 145–8 [Anisimova I.O., Farber D.A. Age dynamics of the central organization of fine hand movements in primary school age. Psychophysiological bases of social adaptation of the child. St. Petersburg, 1999; p. 145–8 (in Russ.)].
  3. Бартош Т.П., Бартош О.П., Максимов А.Л. и др. Нейродинамические показатели старшеклассников различных этнических групп Магаданской области. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2013; 2: 51–8 [Bartosh T.P., Bartosh O.P., Maksimov A.L. et al. Neurodynamic indicators of high school students of various ethnic groups of the Magadan region. Reproductive health of children and adolescents. 2013; 2: 51–8 (in Russ.)].
  4. Гиндюк А. Особенности психофизиологических реакций инвалидов по слуху в связи с факторной нагрузкой производственной среды. Наука и инновации. 2014; 7 (137): 65–8 [Gindyuk A. Features of psychophysiological reactions of the hearing impaired in connection with the factor load of the production environment. Science and Innovation. 2014; 7 (137): 65–8 (in Russ.)].
  5. Грибанов А.В., Канжин А.В., Иорданова Ю.А. и др. Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Экология человека. 2008; 4: 28–32 [Gribanov A.V., Kanzhin A.V., Iordanova Yu.A., et al. Features of behavioral response and sensorimotor organization in children with attention deficit hyperactivity disorder. Human ecology. 2008; 4: 28–32 (in Russ.)].
  6. Грибанов А.В., Канжин А.В., Подоплекин Д.Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ. Архангельск, 2006 [Gribanov A.V., Kanzhin A.V., Podoplekin D.N. Essays on sensorimotor activity of a child with ADHD. Arkhangelsk, 2006 (in Russ.)].
  7. Дубровинская Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста. Физиология человека. 2015; 41 (2): 113–22 [Dubrovinskaya N.V. Psychophysiological characteristics of adolescence. Human physiology. 2015; 41 (2): 113–22 (in Russ.)].
  8. Ендриховский С.Н., Шамшинова А.М., Соколов Е.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях. Сенсорные системы. 1996; 10 (2): 13 [Yendrikhovsky S.N., Shamshinova A.M., Sokolov E.N. Time of human sensorimotor reaction in modern psychophysical studies. Sensor systems. 1996; 10 (2): 13 (in Russ.)].
  9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб, 2003 [Ilyin E.P. Psychomotor organization of a person. St. Petersburg, 2003 (in Russ.)].
  10. Канжин А.В., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций у детей-северян при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Экология человека. 2005; 5: 14–6 [Kanzhin A.V., Gribanov A.V. Features of visual-motor reactions in Northern children with attention deficit hyperactivity disorder. Human ecology. 2005; 5: 14–6 (in Russ.)].
  11. Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности. Экология человека. 2009; 10: 19–22 [Kanzhina N.N., Gribanov A.V. Audiomotor reactions in primary school children with different levels of anxiety. Human ecology. 2009; 10: 19–22 (in Russ.)].
  12. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека. Психологический журнал. 2000; 21 (3): 132–6 [Korobeynikova I.I. Parameters of sensorimotor reactions, psychophysiological characteristics, academic performance and human EEG indicators. Psychological Journal. 2000; 21 (3): 132–6 (in Russ.)].
  13. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: Нейрософт, 2007 [Mantrova I.N. Methodological guide to psychophysiological and psychological diagnostics. Ivanovo: Neurosoft, 2007 (in Russ.)].
  14. Мыльникова И.В., Ефимова Н.В., Дьякович О.А. Психофизиологические характеристики центральной нервной системы детей сельской местности различных этнических групп Сибири. Экология человека. 2018; 7: 17–23 [Mylnikova I.V., Efimova N.V., Dyakovich O.A. Psychophysiological characteristics of the central nervous system of rural children of various ethnic groups in Siberia. Human ecology. 2018; 7: 17–23 (in Russ.)]. DOI: 10.33396/1728-0869-2018-7-17-23
  15. Нехорошкова А.Н. Интеллектуальная деятельность тревожных детей в условиях ограничения времени. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2014; 1: 84–8 [Nekhoroshkova A.N. Intellectual activity of anxious children under time limit. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. 2014; 1: 84–8 (in Russ.)].
  16. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8–11 лет с высоким уровнем тревожности. Экология человека. 2011; 5: 43–8 [Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V. Features of visual-motor reactions of children aged 8-11 years with a high level of anxiety. Human ecology. 2011; 5: 43–8 (in Russ.)].
  17. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015; 1: 38–48 [Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V., Deputy I.S. Sensomotor reactions in psychophysiological studies (review). Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. 2015; 1: 38–48 (in Russ.)].
  18. Никандров В.В. Психомоторика. СПб, 2004 [Nikandrov V.V. Psychomotorika. St. Petersburg, 2004 (in Russ.)].
  19. Николаева Е.Н., Гуляева Н.А., Колосова О.Н. Оценка функционального состояния ЦНС по параметрам зрительно-моторной реакции у подростков. Здоровье и образование в XXI веке. 2018; 20 (9): 32–6 [Nikolaeva E.N., Gulyaeva N.A., Kolosova O.N. Assessment of the functional state of the central nervous system by the parameters of visual-motor reaction in adolescents. Health and education in the XXI century. 2018; 20 (9): 32–6 (in Russ.)].
  20. Сарыг С.К., Будук-оол Л.К., Ховалык А.М. Характеристика функционального состояния нервной системы тувинских студентов по тесту простой зрительно-моторной реакции. Мат-лы VII Сибирского съезда физиологов 27–29 июня 2012 г. Красноярск, 2012 [Saryg S.K., Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M. Characteristics of the functional state of the nervous system of Tuvan students on the test of a simple visual-motor reaction. Proceedings of the VII Siberian Congress of Physiologists June 27–29, 2012 Krasnoyarsk, 2012 (in Russ.)].
  21. Сергиенко Е.А. Современное исследование когнитивных процессов. Психологический журнал. 2002; 23 (2): 19–35 [Sergienko E. A. Modern research of cognitive processes. Psychological Journal. 2002; 23 (2): 19–35 (in Russ.)].
  22. Тарасова О.Л., Казин Э.М., Федоров А.И. и др. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности. Физиология человека. 2017; 43 (1): 45–54 [Tarasova O.L., Kazin E.M., Fedorov A.I. et al. Complex assessment of neurodynamic and vegetative indicators in adolescents: age, gender and typological features. Human physiology. 2017; 43 (1): 45–54 (in Russ.)]. DOI: 10.7868/S0131164616060199
  23. Тарасова А.Ф., Селиверстова Н.В., Жданкина Л.В. Исследование времени простой и сложной акустико-моторной реакции учащихся. Физиология и психофизиология мотиваций: межрегиональный сборник научных работ. Воронеж, 2000; 4: 52–4 [Tarasova A.F., Seliverstova N.V., Zhdankina L.V. Investigation of the time of simple and complex acoustic-motor reaction of students. Physiology and psychophysiology of motivations: interregional collection of scientific papers. Voronezh, 2000; 4: 52–4 (in Russ.)].
  24. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог»: методический справочник. Таганрог: НПКФ «Медиком МТД», 2015 [The device of psychophysiological testing UPFT-1/30 «Psychophysiologist»: methodological reference. Taganrog: NPKF «Medikom MTD», 2015 (in Russ.)].
  25. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны. Вопросы психологии. 1995; 4: 65–114 [Chuprikova N.I. Reaction time and intelligence: why they are related. Questions of psychology. 1995; 4: 65–114 (in Russ.)].
  26. Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development. Exp Brain Res. 2006; 169 (1): 122–5. DOI: 10.1007/s00221-005-0291-8
  27. Gamble A.L., Rapee R.M. The Time-Course of Attentional Bias in Anxious Children and Adolescents. J Anxiety Disord. 2009; 23 (7): 841–7. DOI: 10.1016/j.janxdis.2009.04.001
  28. Harrington D.L., Lee R.R., Boyd L.A. et al. Does the Representation of Time Depend on the Cerebellum? Effect of Cerebellar Stroke. Brain. 2004; 127 (3): 561–74. DOI: 10.1093/brain/awh065
  29. Takarae Y., Luna B., Minshew N. Patterns of Visual Sensory and Sensorimotor Abnormalities in Autism Vary in Relation to History of Early Language Delay. J Int Neuropsychol Soc. 2008; 14 (6): 980–9. DOI: 10.1017/S1355617708081277