Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения Хакасии (на примере Абакана)
DOI: https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13
Номер журнала:
8
Год издания:
2021
Исследование этнических особенностей функционирования центральной нервной системы (ЦНС) –
актуальная проблема современной медицины. Цель. Изучение особенностей функционального состояния ЦНС у
школьников коренного и некоренного населения Хакасии по параметрам простой зрительно-моторной реакции
(ПЗМР). Материал и методы. Обследованы случайные выборки школьников 12–17 лет обоего пола, коренного и
некоренного населения города Абакана. Функциональное состояние ЦНС оценивали методом ПЗМР с использованием
аппаратно-программного комплекса УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Сравнивали показатели 2-х групп, сформированных
с учетом этнической принадлежности: коренное (хакасы) и некоренное (европеоиды) население. Функциональное
состояние ЦНС оценивали по показателям среднего времени ответной реакции (уровень быстродействия) и его
среднеквадратического отклонения (уровень стабильности), по интегральным параметрам, отражающим уровень
безошибочности и уровень сенсомоторных реакций (уровень активации ЦНС). Показатели обработаны в программе
Statistiсa 12 (США). Результаты. У большинства школьников коренного и некоренного населения Хакасии
преобладает удовлетворительное функциональное состояние ЦНС. Выявлены этнические различия функционирования
ЦНС в виде преобладания инертности и неуравновешенности нервных процессов, более низкой концентрации и
устойчивости внимания у подростков коренной этнической группы. Заключение. Выявленные тенденции к ухудшению
ряда показателей ПЗМР у части школьников коренного населения Хакасии (снижение концентрации и устойчивости
внимания, замедление простых зрительно-моторных реакций) указывают на преобладание процессов торможения в
ЦНС, состояние утомления, снижение умственной работоспособности и когнитивной деятельности у данного
контингента подростков. Полученные результаты подтверждают актуальность данной проблемы и свидетельствуют о
необходимости дальнейших исследований в данном направлении.
Ключевые слова:
педиатрия
неврология
школьники
коренное население
центральная нервная система
сенсомоторные реакции
Для цитирования
Л.С. Эверт, Т.В. Потупчик, Ю.Р. Костюченко, О.В. Чудинова Функциональное состояние центральной нервной системы школьников коренного и некоренного населения
Хакасии (на примере Абакана)
. Врач, 2021; (8): 65-72 https://doi.org/10.29296/25877305-2021-08-13Список литературы:
- Айдаркин Е.К. Исследование особенностей взаимодействия зрительной и слуховой систем в условиях сенсомоторной интеграции. Проблемы нейрокибернетики. 2005; 1:125–8 [Aidarkin E.K. Research of features of interaction of visual and auditory systems in the conditions of sensorimotor integration. Problems of neurocybernetics. 2005; 1: 125–8 (in Russ.)].
- Анисимова И.О., Фарбер Д.А. Возрастная динамика центральной организации тонких движений рук в младшем школьном возрасте. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб, 1999; с. 145–8 [Anisimova I.O., Farber D.A. Age dynamics of the central organization of fine hand movements in primary school age. Psychophysiological bases of social adaptation of the child. St. Petersburg, 1999; p. 145–8 (in Russ.)].
- Бартош Т.П., Бартош О.П., Максимов А.Л. и др. Нейродинамические показатели старшеклассников различных этнических групп Магаданской области. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2013; 2: 51–8 [Bartosh T.P., Bartosh O.P., Maksimov A.L. et al. Neurodynamic indicators of high school students of various ethnic groups of the Magadan region. Reproductive health of children and adolescents. 2013; 2: 51–8 (in Russ.)].
- Гиндюк А. Особенности психофизиологических реакций инвалидов по слуху в связи с факторной нагрузкой производственной среды. Наука и инновации. 2014; 7 (137): 65–8 [Gindyuk A. Features of psychophysiological reactions of the hearing impaired in connection with the factor load of the production environment. Science and Innovation. 2014; 7 (137): 65–8 (in Russ.)].
- Грибанов А.В., Канжин А.В., Иорданова Ю.А. и др. Особенности поведенческого реагирования и сенсомоторной организации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Экология человека. 2008; 4: 28–32 [Gribanov A.V., Kanzhin A.V., Iordanova Yu.A., et al. Features of behavioral response and sensorimotor organization in children with attention deficit hyperactivity disorder. Human ecology. 2008; 4: 28–32 (in Russ.)].
- Грибанов А.В., Канжин А.В., Подоплекин Д.Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ. Архангельск, 2006 [Gribanov A.V., Kanzhin A.V., Podoplekin D.N. Essays on sensorimotor activity of a child with ADHD. Arkhangelsk, 2006 (in Russ.)].
- Дубровинская Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста. Физиология человека. 2015; 41 (2): 113–22 [Dubrovinskaya N.V. Psychophysiological characteristics of adolescence. Human physiology. 2015; 41 (2): 113–22 (in Russ.)].
- Ендриховский С.Н., Шамшинова А.М., Соколов Е.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях. Сенсорные системы. 1996; 10 (2): 13 [Yendrikhovsky S.N., Shamshinova A.M., Sokolov E.N. Time of human sensorimotor reaction in modern psychophysical studies. Sensor systems. 1996; 10 (2): 13 (in Russ.)].
- Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб, 2003 [Ilyin E.P. Psychomotor organization of a person. St. Petersburg, 2003 (in Russ.)].
- Канжин А.В., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций у детей-северян при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Экология человека. 2005; 5: 14–6 [Kanzhin A.V., Gribanov A.V. Features of visual-motor reactions in Northern children with attention deficit hyperactivity disorder. Human ecology. 2005; 5: 14–6 (in Russ.)].
- Канжина Н.Н., Грибанов А.В. Аудиомоторные реакции у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности. Экология человека. 2009; 10: 19–22 [Kanzhina N.N., Gribanov A.V. Audiomotor reactions in primary school children with different levels of anxiety. Human ecology. 2009; 10: 19–22 (in Russ.)].
- Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека. Психологический журнал. 2000; 21 (3): 132–6 [Korobeynikova I.I. Parameters of sensorimotor reactions, psychophysiological characteristics, academic performance and human EEG indicators. Psychological Journal. 2000; 21 (3): 132–6 (in Russ.)].
- Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново: Нейрософт, 2007 [Mantrova I.N. Methodological guide to psychophysiological and psychological diagnostics. Ivanovo: Neurosoft, 2007 (in Russ.)].
- Мыльникова И.В., Ефимова Н.В., Дьякович О.А. Психофизиологические характеристики центральной нервной системы детей сельской местности различных этнических групп Сибири. Экология человека. 2018; 7: 17–23 [Mylnikova I.V., Efimova N.V., Dyakovich O.A. Psychophysiological characteristics of the central nervous system of rural children of various ethnic groups in Siberia. Human ecology. 2018; 7: 17–23 (in Russ.)]. DOI: 10.33396/1728-0869-2018-7-17-23
- Нехорошкова А.Н. Интеллектуальная деятельность тревожных детей в условиях ограничения времени. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2014; 1: 84–8 [Nekhoroshkova A.N. Intellectual activity of anxious children under time limit. Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. 2014; 1: 84–8 (in Russ.)].
- Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8–11 лет с высоким уровнем тревожности. Экология человека. 2011; 5: 43–8 [Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V. Features of visual-motor reactions of children aged 8-11 years with a high level of anxiety. Human ecology. 2011; 5: 43–8 (in Russ.)].
- Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015; 1: 38–48 [Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V., Deputy I.S. Sensomotor reactions in psychophysiological studies (review). Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. 2015; 1: 38–48 (in Russ.)].
- Никандров В.В. Психомоторика. СПб, 2004 [Nikandrov V.V. Psychomotorika. St. Petersburg, 2004 (in Russ.)].
- Николаева Е.Н., Гуляева Н.А., Колосова О.Н. Оценка функционального состояния ЦНС по параметрам зрительно-моторной реакции у подростков. Здоровье и образование в XXI веке. 2018; 20 (9): 32–6 [Nikolaeva E.N., Gulyaeva N.A., Kolosova O.N. Assessment of the functional state of the central nervous system by the parameters of visual-motor reaction in adolescents. Health and education in the XXI century. 2018; 20 (9): 32–6 (in Russ.)].
- Сарыг С.К., Будук-оол Л.К., Ховалык А.М. Характеристика функционального состояния нервной системы тувинских студентов по тесту простой зрительно-моторной реакции. Мат-лы VII Сибирского съезда физиологов 27–29 июня 2012 г. Красноярск, 2012 [Saryg S.K., Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M. Characteristics of the functional state of the nervous system of Tuvan students on the test of a simple visual-motor reaction. Proceedings of the VII Siberian Congress of Physiologists June 27–29, 2012 Krasnoyarsk, 2012 (in Russ.)].
- Сергиенко Е.А. Современное исследование когнитивных процессов. Психологический журнал. 2002; 23 (2): 19–35 [Sergienko E. A. Modern research of cognitive processes. Psychological Journal. 2002; 23 (2): 19–35 (in Russ.)].
- Тарасова О.Л., Казин Э.М., Федоров А.И. и др. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности. Физиология человека. 2017; 43 (1): 45–54 [Tarasova O.L., Kazin E.M., Fedorov A.I. et al. Complex assessment of neurodynamic and vegetative indicators in adolescents: age, gender and typological features. Human physiology. 2017; 43 (1): 45–54 (in Russ.)]. DOI: 10.7868/S0131164616060199
- Тарасова А.Ф., Селиверстова Н.В., Жданкина Л.В. Исследование времени простой и сложной акустико-моторной реакции учащихся. Физиология и психофизиология мотиваций: межрегиональный сборник научных работ. Воронеж, 2000; 4: 52–4 [Tarasova A.F., Seliverstova N.V., Zhdankina L.V. Investigation of the time of simple and complex acoustic-motor reaction of students. Physiology and psychophysiology of motivations: interregional collection of scientific papers. Voronezh, 2000; 4: 52–4 (in Russ.)].
- Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог»: методический справочник. Таганрог: НПКФ «Медиком МТД», 2015 [The device of psychophysiological testing UPFT-1/30 «Psychophysiologist»: methodological reference. Taganrog: NPKF «Medikom MTD», 2015 (in Russ.)].
- Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны. Вопросы психологии. 1995; 4: 65–114 [Chuprikova N.I. Reaction time and intelligence: why they are related. Questions of psychology. 1995; 4: 65–114 (in Russ.)].
- Favilla M. Reaching Movements in Children: Accuracy and Reaction Time Development. Exp Brain Res. 2006; 169 (1): 122–5. DOI: 10.1007/s00221-005-0291-8
- Gamble A.L., Rapee R.M. The Time-Course of Attentional Bias in Anxious Children and Adolescents. J Anxiety Disord. 2009; 23 (7): 841–7. DOI: 10.1016/j.janxdis.2009.04.001
- Harrington D.L., Lee R.R., Boyd L.A. et al. Does the Representation of Time Depend on the Cerebellum? Effect of Cerebellar Stroke. Brain. 2004; 127 (3): 561–74. DOI: 10.1093/brain/awh065
- Takarae Y., Luna B., Minshew N. Patterns of Visual Sensory and Sensorimotor Abnormalities in Autism Vary in Relation to History of Early Language Delay. J Int Neuropsychol Soc. 2008; 14 (6): 980–9. DOI: 10.1017/S1355617708081277