Нарушение психологической устойчивости у подростков с зависимостью от смартфона, методы коррекции и профилактики

DOI: https://doi.org/10.29296/25877305-2024-03-15
Номер журнала: 
3
Год издания: 
2024

А.Е. Костюченко(4),
Т.В. Потупчик(1), кандидат медицинских наук,
Ю.Р. Костюченко(2),
Л.С. Эверт(2, 3), доктор медицинских наук,
И.Н. Бутакова(4)
1-Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
2-Федеральный исследовательский центр
«Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера
3-Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова Минобрнауки России, Абакан
4-Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №144», Красноярск
E-mail: potupchik_tatyana@mail.ru

Прогрессирующий рост среди подростков зависимости от смартфона (ЗС), ассоциированные с ней нарушения психоэмоционального состояния и адаптационных возможностей организма пользователей – актуальная проблема современной медицины и психологии. Цель. Оценить уровень психологической устойчивости у подростков с ЗС, рассмотреть методы коррекции и профилактики связанных с ней нарушений. Материал и методы. Объект исследования – 217 подростков в возрасте 15–18 лет (80 мальчиков и 137 девочек) – учащиеся двух общеобразовательных школ города Красноярска, с ЗС (основная группа; n=33) и без ЗС (группа сравнения; n=184). Методы исследования: онлайн-опрос с использованием гугл-форм тестовых опросников, статистические методы. Программа обследования: оценка наличия ЗС (по опроснику Kwon M., Kim D.-J., Cho H., 2013); анализ распространенности ЗС (с учетом пола и возраста); оценка уровня психологической устойчивости (стрессоустойчивости) подростков по величине показателя «адаптационный потенциал» (АП) опросника Н.Б. Семеновой. Результаты. Распространенность ЗС в общей выборке обследованных составила 15,2%, с преобладанием у девочек (21,2%) по сравнению с мальчиками (5,0%; р=0,0014), при этом ЗС чаще встречалась у девочек в возрасте 15–16 лет (22,7%), чем в возрасте 17–18 лет (19,3%; р=0,0410). Среди подростков с ЗС было значительно меньше (9,1%) лиц с высоким уровнем АП и, соответственно, меньшей стрессоустойчивостью, чем среди лиц без ЗС (28,8%; р=0,0172). Заключение. Результаты проведенного исследования выявили ассоциацию зависимого от смартфона поведения подростков с наличием у них более низкого уровня психологической устойчивости и большей подверженности к влиянию стрессовых ситуаций. Необходимо проведение комплекса мероприятий коррекционно-профилактической направленности для повышения стрессоустойчивости подростков и нивелирования негативных последствий проблемного использования ими электронных гаджетов.

Ключевые слова: 
подростки
смартфон
зависимость
психологическая устойчивость
коррекция
профилактика
Нерво-Вит
Зверобой П.

Для цитирования
Костюченко А.Е., Потупчик Т.В., Костюченко Ю.Р. и др. Нарушение психологической устойчивости у подростков с зависимостью от смартфона, методы коррекции и профилактики . Врач, 2024; (3): 70-76 https://doi.org/10.29296/25877305-2024-03-15


Список литературы: 
  1. Емельянова М.Ф., Филь Т.А. Основные подходы к пониманию эмоциональной устойчивости. Мир науки. Педагогика и психология. 2023;11 (2): 54PSMN223 [Yemelyanova M.F., Fil T.A. Basic approaches to understanding emotional stability. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11 (2): 54PSMN223 (in Russ.)].
  2. Музыченко М.В. Критерии эмоциональной устойчивости студентов-психологов. Психология, социология и педагогика. 2012; 12: 1458 [Muzychenko M.V. Criteria of emotional stability of psychology students. Psychology, sociology and pedagogy. 2012; 12: 1458 (in Russ.)]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/12/1458
  3. Психическая и эмоциональная устойчивость: что это, как ее обрести и развивать [Электронный ресурс]. Чемпионат.com. [Mental and emotional stability: what is it, how to find and develop it [Elektronnyi resurs]. Championship.com. (in Russ.)]. URL: https://finance.rambler.ru/markets/51189499/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
  4. Bickham D.S. Current research and viewpoints on internet addiction in adolescents. Curr Pediatr Rep. 2021; 9 (1): 1–10. DOI: 10.1007/s40124-020-00236-3
  5. Brand M. Can internet use become addictive? Science. 2022; 376 (6595): 798–9. DOI: 10.1126/science.abn4189
  6. Fineberg N.A., Menchón J.M., Hall N. et al. Advances in problematic usage of the internet research – A narrative review by experts from the European network for problematic usage of the internet. Compr Psychiatry. 2022; 118: 152346. DOI: 10.1016/j.comppsych.2022.152346
  7. Bouazza S., Abbouyi S., El Kinany S. et al. Association between problematic use of smartphones and mental health in the Middle East and North Africa (MENA) region: a systematic review. Int J Environ Res Public Health. 2023; 20 (4): 2891. DOI: 10.3390/ijerph20042891
  8. Sahu M., Gandhi S., Sharma M.K. Mobile Phone Addiction Among Children and Adolescents: A Systematic Review. J Addict Nurs. 2019; 30 (4): 261–8. DOI: 10.1097/JAN.0000000000000309
  9. Шейнов В.П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума. Системная психология и социология. 2020; 3: 75–84 [Sheinov V.P. Adaptation and validation of the questionnaire "Smartphone addiction scale" for the Russian-speaking society. Systems psychology and sociology. 2020; 3: 75–84 (in Russ.)]. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.35.3.6
  10. Rashid K.M., Jadoo A.S.A., Alhusseiny H.A. et al. Prevalence of text neck syndrome among Iraqi medical students: a cross-sectional study. Journal of Ideas in Health. 2022; 5 (Special 1): 693–9. DOI: 10.47108/jidhealth.Vol5.IssSpecial1.229
  11. Girela-Serrano B.M., Spiers A.D.V., Ruotong L. et al. Impact of mobile phones and wireless devices use on children and adolescents’ mental health: a systematic review. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2022;1: 31. DOI: 10.1007/ s00787-022-02012-8
  12. Reid-Chasslakos Y., Radesky J., Christakis D. et al. Council on communications and media. Children and adolescents and digital media. Pediatrics. 2016; 138 (5): e20162593. DOI: 10.1542/ peds.2016-2593
  13. Шарапов А.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В. и др. Влияние компьютерных технологий обучения на вегетативную регуляцию сердечного ритма, сердечно-сосудистую и эндокринную системы организма школьников. Аналитический обзор современной зарубежной литературы. Новые исследования. 2019; 1: 36–48 [Sharapov A.N., Gadadkina S.B., Kmit G.V. et al. The influence of computer-based learning technologies on the autonomic regulation of heart rate, cardiovascular and endocrine systems of the body of schoolchildren. An analytical review of modern foreign literature. Novye issledovaniya. 2019; 1: 36–48 (in Russ.)].
  14. Храмов Е.В. Психологические и психосоматические факторы риска суицидального поведения подростков. Современная зарубежная психология. 2020; 9 (1): 68–75 [Khramov E.V. Psychological and psychosomatic risk factors of suicidal behavior in adolescents. Modern foreign psychology. 2020; 9 (1): 68–75 (in Russ.)]. DOI: 10.17759/jmfp. 2020090107
  15. Maurer B.T., Taylor L.C. The effect of digital media on children in their formative years. JAAPA. 2020; 33 (5): 46–51. DOI: 10.1097/01.JAA.0000660180.96512.70
  16. Poujol M.C., Pinar-Marti A., Persavento C. et al. Impact of mobile phone screen exposure on adolescents’ cognitive health. Int J Environ Res Public Health. 2022; 19 (19): 12070. DOI: 10.3390/ijerph191912070
  17. Chiu M., Gatov E., Fung K. et al. Deconstructing the rise in mental health-related ED visits among children and youth in Ontario, Canada. Health Aff. 2020; 39 (10): 1728–36. DOI: 10.1377/ hlthaff.2020.00232
  18. Turhan Gürbüz P., Çoban Ö.G., Erdŏgan A. et al. Evaluation of internet gaming disorder, social media addiction, and levels of loneliness in adolescents and youth with substance use. Subst. Use Misuse. 2021; 56 (12): 1874–9. DOI: 10.1080/10826084.2021.1958856
  19. Avila G.B., Dos Santos E.N., Jansen K. et al. Internet addiction in students from an educational institution in Southern Brazil: prevalence and associated factors. Trends Psychiatry Psychother. 2020; 42 (4): 302–10. DOI: 10.1590/2237-6089-2019- 0098
  20. Griffiths M.D., Pontes M.H., Szabo A. The impact of Internet-based specific activities on the perceptions of Internet addiction, quality of life, and excessive usage: A crosssectional study. Addict Behav Rep. 2015; 1: 19–25. DOI: 10.1016/j.abrep.2015.03.002
  21. Jaiswal A., Manchanda S., Gautam V. et al. Burden of internet addiction, social anxiety and social phobia among university students, India. J Family Med Prim Care. 2020; 9 (7): 3607–12. DOI: 10.4103/jfmpc. jfmpc_360_20
  22. Kwon M., Kim D.J., Cho H. et al. The smartphone addiction scale: development and validation of a short version for adolescents. PLoS One. 2013; 8 (12): e83558. DOI: 10.1371/journal.pone.0083558
  23. Акарачкова Е.С. и др. Cтресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика. Клиническое руководство. СПб: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2022 [Akarachkova E.S. et al. Stress in children and adolescents: causes and consequences, treatment and prevention. Clinical guidance. St. Petersburg: Scythia-print; M.: Profmedpress, 2022 (in Russ.)].
  24. Захарова И.Н., Ершова И.Б., Творогова Т.М. и др. Стресс у детей и подростков – проблема сегодняшнего дня. Медицинский совет. 2021; 1: 237–46 [Zakharova I.N., Ershova I.B., Tvorogova T.M. et al. Stress in children and adolescent is a burning issue of today. Medical Council. 2021; 1: 237–46 (in Russ.)]. DOI: 10.21518/2079-701X-2021-1-237-246
  25. Громова О.А., Торшин И.Ю., Захарова И.Н. и др. О дозировании витамина D у детей и подростков. Вопросы современной педиатрии. 2015; 14 (1): 38–47 [Gromova O.A., Torshin I.Yu., Zakharova I.N. et al. Dosage of vitamin D in children and adolescents. Current Pediatrics. 2015; 14 (1): 38–47 (in Russ.)]. DOI: 10.15690/vsp.v14i1.1261
  26. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В. и др. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков. Вопросы современной педиатрии. 2013; 12: 38–44 [Akarachkova E.S., Vershinina S.V., Kotova O.V. et al. Bases of Stress and Its Consequences Therapy and Prophylaxis in Children and Adolescents. Current Pediatrics. 2013; 12: 38–44 (in Russ.)]. DOI: 10.15690/vsp.v12i3.679
  27. Государственный реестр лекарственных средств [State Register of Medicines (in Russ.)]. URL: https://grls.rosminzdrav.ru/
  28. Захарова И.Н., Творогова Т.М., Пшеничникова И.И. и др. Стресс и стресс-индуцированные расстройства у детей. Медицинский совет. 2018; 11: 110–6 [Zakharova I.N., Tvorogova T.M., Pshenichnikova I.I. et al. Stress and stress-induced disorders in children. Medical Council. 2018; 11: 110–6 (in Russ.)]. DOI: 10.21518/2079-701X-2018-11-110-116
  29. Бокова Е.C., Березняков А.В. Есть ли будущее у седативных препаратов растительного происхождения? VIII Междунар. студенческая науч. конф. Студенческий научный форум, 2016 [Bokova E.C., Bereznyakov A.V. Is there a future for sedatives of plant origin? VIII International Student Scientific Conference. Student Scientific Forum, 2016 (in Russ.)]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021440
  30. Кукушкин А.В. Применение фитопрепарата «НЕРВО-ВИТ» в лечении пациентов с психовегетативным синдромом. Неврология/ревматология Спецвыпуск. 2017; 3: 29–32 [Kukushkin A.V. The use of the phytopreparation "NERVO-VIT" in the treatment of patients with psychovegetative syndrome. Neurology/Rheumatology Special Issue. 2017; 3: 29–32 (in Russ.)].
  31. Balch P.A. Prescription for nutritional healing (A practical A-to-Z reference to drug-free remedies using vitamins, minerals, herbs & food supplements). 4th ed. New York. Avery. A member of Penguin Group (USA) Inc., 2006.
  32. Shikov A., Pozharitskaya O., Makarov V. et al. Effect of Leonurus cardiac oil extract in patients with arterial hypertension accompanied by anxiety and sleep disorders. Phytother Res. 2011; 25 (4): 540–3. DOI: 10.1002/ptr.3292
  33. Потупчик Т.В., Эверт Л.С., Ахмельдинова Ю.Р. Применение нативного коллагена 2-го типа в составе комплексного средства Живели Флекс Актив. Врач. 2018; 29 (12): 33–7 [Potupchik T., Evert L., Akhmeldinova Yu. Use of native type II collagen as part of the multiagent Gibelli Flex Active. Vrach. 2018; 29 (12): 33–7 (in Russ.)]. DOI: 10.29296/25877305-2018-12-08
  34. Linde K., Berner M.M., Kriston L. St John’s wort for major depression. Cochrane Database Syst Rev. 2008; 2008 (4): CD000448. DOI: 10.1002/14651858
  35. Елистратов Д.Г., Григорьев К.И. Фитотерапия в лечении депрессивных состояний у подростков. Врач. 2022; 33 (9): 32–5 [Elistratov D., Grigoryev K. Phytotherapy in the treatment of depressive states in adolescents. Vrach. 2022; 33 (9): 32–5 (in Russ.)]. DOI: 10.29296/25877305-2022-09-05