Результаты сравнительного анализа уровня грамотности в вопросах здоровья студенческой молодежи города Актобе (Казахстан)

DOI: https://doi.org/10.29296/25877305-2024-01-16
Номер журнала: 
1
Год издания: 
2024

Г.А. Бердешева(1), кандидат медицинских наук, доцент,
Э.Д. Хайруллина(1),
А.С. Жубаниязова(1),
К.Р. Амлаев2, доктор медицинских наук, профессор
1-Западно-Казахстанский медицинский университет
им. М. Оспанова, Актобе, Казахстан
2-Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России
E-mail: kum672002@mail.ru

Уровень грамотности в вопросах здоровья (ГВЗ) оказывает существенное влияние на здоровье человека и качество жизни. Цель. Провести сравнительный анализ уровня ГВЗ студенческой молодежи в зависимости от специальности и курса обучения. Апробировать Европейский опросник по определению уровня ГВЗ, адаптированный для Казахстана. Материал и методы. В одномоментном поперечном исследовании были опрошены студенты I и IV курсов специальностей «общая медицина» (n=422) и «военная медицина» (n=433). Результаты. Выявлены различия в уровне ГВЗ всех респондентов в разных сферах. Разработаны предложения по повышению уровня ГВЗ.

Ключевые слова: 
грамотность в вопросах здоровья
профилактика заболеваний
укрепление здоровья.

Для цитирования
Бердешева Г.А., Хайруллина Э.Д., Жубаниязова А.С. и др. Результаты сравнительного анализа уровня грамотности в вопросах здоровья студенческой молодежи города Актобе (Казахстан) . Врач, 2024; (1): 80-86 https://doi.org/10.29296/25877305-2024-01-16


Список литературы: 
  1. Арингазина А.М., Айнакулов Д.А., Камхен Ю.Б. и др. ГВЗ в Казахстане: перспективы на будущее. Вестник КазНМУ. 2018; 3: 405–10 [Aringazina A., Ainakulov D., Kamkhen Yu. et al. Health literacy in Kazakhstan: prospects for the future. Vestnik KazNMU. 2018; 3: 405–10 (in Russ.)].
  2. Kickbusch I., Pelikan J., Apfel F. et al. Health literacy: The solid facts. Geneva: World Health Organization, 2013; 42 p.
  3. Sorensen K., Van den Broucke S., Fullam J. et al. Health literacy and public health: a systematic review and integration of definitions and models. BMC Public Health. 2012; 12: 80–9. DOI: 10.1186/1471-2458-12-80
  4. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 982 [Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy razvitiya zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan na 2020 – 2025 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 26 dekabrya 2019 goda № 982 (in Kazakh; in Russ.)].
  5. Watson R. Europeans with poor “health literacy” are heavy users of health services. BMJ. 2011; 343: d7741. DOI: 10.1136/bmj.d7741
  6. Greenhalgh T. Health literacy: towards system level solutions. BMJ. 2015; 350: h1026. DOI: 10.1136/bmj.h1026
  7. HLS-EU Consortium Comparative report of health literacy in eight EU member states. The European Health Literacy Project 2009–2012. NY: Maastricht University, 2012.
  8. Sørensen K., Pelikan J.M., Röthlin F. et al. HLS-EU Consortium. Health literacy in Europe: comparative results of the European health literacy survey (HLS-EU). Eur J Public Health. 2015; 25 (6): 1053–8. DOI: 10.1093/eurpub/ckv043
  9. Sudo A., Kuroda Y. Media exposure, interactive health literacy, and adolescents' susceptibility to future smoking. Int J Adolesc Med Health. 2015; 4: 48–57. DOI: 10.1515/ijamh-2015-0052
  10. Hoover D.S., Vidrine J.I., Shete S. et al. Health Literacy, Smoking, and Health Indicators in African American Adults. J Health Сommun. 2015; 20 (Suppl 2): 24–33. DOI: 10.1080/10810730.2015.1066465
  11. Hernandez-Mekonnen R., Duggan E.K., Oliveros-Rosen L. et al. Health Literacy in Unauthorized Mexican Immigrant Mothers and Risk of Developmental Delay in their Children. J Immigr Minor Health. 2016; 18 (5): 1228–31. DOI: 10.1007/s10903-015-0284-z
  12. Duong T.V., Aringazina A., Baisunova G. et al. Measuring health literacy in Asia: Validation of the HLS-EU-Q47 survey tool in six Asian countries. J Epidemiol. 2016; 27 (2): 80–6. DOI: 10.1016/j.je.2016.09.005
  13. Aringazina A. Using the Health Literacy Survey to Measure Health Literacy in Kazakhstan. Book of abstracts of the 2nd European Conference on Health Literacy ‘Health literacy in populations and settings – developing the research base’. Aarhus, 2014.
  14. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Махов З.Д. и др. Формирование грамотности в вопросах здоровья. Доказательные рекомендации (обзор). Профилактическая медицина. 2012; 15 (6): 25–8 [Amlaev K.R., Koichueva S.M., Makhov Z.D. et al. Formation of literacy in health issues. Evidence-based guidelines (a review). Profilakticheskaya Meditsina. 2012; 15 (6): 25–8 (in Russ.)].
  15. Амлаев К.Р., Муравьева В.Н., Койчуев А.А. и др. Медицинская грамотность (комплаентность): состояние проблемы, способы оценки, методики повышения грамотности пациентов в вопросах здоровья. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012; 4: 75–9 [Amlaev K.R., Muravyova V.N., Koychuev A.A. et al. Health literacy: facts, evaluation, techniques for improving personal health competency. Meditsinskii vestnik Severnogo Kavkaza. 2012; 4: 75–9 (in Russ.)].
  16. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Махов З.Д. и др. Формирование грамотности в вопросах здоровья у некоторых категорий пациентов. Профилактическая медицина. 2013; 16 (2): 18–22 [Amlaev K.R., Koichueva S.M., Makhov Z.D. et al. Formation of literacy in health issues in some categories of patients (a review). Profilakticheskaya Meditsina. 2013; 16 (2): 18–22 (in Russ.)].
  17. Амлаев К.Р., Дахкильгова Х.Т. Грамотность в вопросах здоровья: понятие, классификации, методы оценки. Врач. 2018; 29 (6): 83–6 [Amlaev K., Dakhkilgova Kh. Health literacy matters: concept, classification, methods of assessment. Vrach. 2018; 29 (6): 83–6 (in Russ.)]. DOI: 10.29296/25877305-2018-06-19
  18. Амлаев К.Р., Дахкильгова Х.Т. Меры по повышению грамотности в вопросах здоровья. Врач. 2018; 29 (12): 83–7 [Amlaev K., Dakhkilgova Kh. Measures to improve literacy in health matters. Vrach. 2018; 29 (12): 84–7 (in Russ.)]. DOI: 10.29296/25877305-2018-12-21